Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО

                               Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

А.Маркушевич

 

     Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.

      Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

      Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.

       Интегрированные занятия -  это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

Согласно ФГОС ДО программа строится на основе принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями дошкольников.

    Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени)

      Именно при приобретении математических представлений ребенок получает достаточный чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

     Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в группе в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения непосредственной образовательной деятельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнивают предметы по величине и форме или определяют, где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры – кубы, цилиндры, конусы, обручи. Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела во время построений и перестроений.

   Так, при закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: «Подпрыгни на одной ноге»«Попрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой»«Займи домик определенного цвета или формы». Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают. 

     Кроме занятий, используем в режимных моментах подвижные игры математического содержания, такие как «Попади в круг»«Найди себе пару»«Классы»«Сделай фигуру»«Эстафеты парами»«Чья команда забросит больше мячей в корзину». Проявляют активность и организаторские способности Анфиса В., Даша Ш., Эльдар К.

     Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно и с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей.  В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение дошкольниками лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Часто использую в своей практике дидактическую игру «Посчитай предметы до пяти», которая учит детей правильно сочетать существительное с числительным (один карандаш – два карандаша - … пять карандашей). В подготовительной группе большое внимание уделяем совместно с коллегами обучению воспитанников составлению и решению задач, что способствует не только развитию математических представлений, но и развитию речи. Дети составляют задачи на различные темы, например, «Прилет птиц», «Сбор урожая», «На спортивной площадке», стараясь преподнести задачу как небольшой рассказ.

     Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, количественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько — сколько», «поровну», «больше», «меньше») осознаются воспитанниками в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов.

     На занятиях дошкольники учатся не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления ( «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»);  отличать изменения общего объема ( «больше — меньше», «большой — маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов  ( «высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник»),  а так же пространственные отношения и временные обозначения «утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»,названия дней недели, месяцев года).

    Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

    Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов обращаю внимание на количество частей того или иного произведения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказки и авторские произведения, такие как «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Телефон», «Айболит», «Про козлёнка, который умел считать до десяти» знакомят не только с количественным и порядковым счетом, но и с основами арифметических действий.

    В работе также широко использую такие малые фольклорные формы как пословицы («Кто вчера солгал, тому завтра не поверят», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»), считалки («Я считаю до пяти, не могу до десяти! 1,2,3,4,5, выходи скорей играть!») и, конечно, загадки («Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу – когда спать, когда вставать, когда работу начинать», «4 братцапод одной крышей стоят»). Проявляют интерес к разгадыванию загадок Тая П., Гирей И., Оля П.

    Математика проникает и в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и помогает решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогают детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия. Использую в своей работе такие игры и задания, как«Пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик»«Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур различных предметов, «Веселые цифры» - рисование цифр в форме весёлых зверей или человечков. Вместе с детьми обсуждаем, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги, как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. На занятии по рисованию на тему «Весенний пейзаж» познакомила детей с понятием «перспектива» и закрепила это представление на прогулке. Такие дети, как Владик С., Даша Д., Камила А. самостоятельно объяснили, почему далеко находящийся пятиэтажный дом кажется ниже расположенного рядом трёхэтажного дома. На занятиях по рисованию растений, социальных объектов, животных, фигуры человека отмечаем расположение предметов, считаем, сколько частей, где лучше изобразить объект (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.)

     На музыкальных занятиях используем совместно с музыкальным руководителем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют формированию и закреплению некоторых математических определений.Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и другие). Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве (игра «Найди свой листик», «Веселыйкруг», игра-танец «Мы вместе» и т.п.). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. Хороших результатов достигли Мерьем А., Вика Т., Владик Б.

    Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства по столовой дошкольники называют, какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы, а во время дежурства в уголке природы -  сколько воды необходимо для полива растений и т.д. При проведении прогулок мы с детьми отмечаем день, месяц, время года, высоту стояния солнца, взяв за ориентир какой-либо объект (к примеру, дерево). Рассматривая объекты живой и неживой природы, дети называют цвет, форму, размер предмета или объекта.  (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.).

     В самостоятельной деятельности дети используют настольно-печатные игры «Кубики Никитина»«Танграм», различные мозаики, паззлы, шашки, конструкторы, дидактические игры «Лото», «Назови соседей», «Цифры» и др. Полученные в процессе занятий знания воспитанники используют в сюжетно – ролевых играх «Магазин»«Повар»«Школа» («продавец» взвешивает товар; «учитель» раскладывает необходимое количество тетрадей; «врач» отсчитывает таблетки по количеству «больных» и т.д.).

    Из вышеизложенного можно сделать вывод - интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи. Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям и мероприятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача воспитателей — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. 

     Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому внедрение новых технологий в работу воспитателей и использование мультимедийного оборудования как наглядного материала способствуют развитию интереса дошкольников к математике.

     Из этого следует, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы, создаёт новые обучающие технологии, а также обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.

 

 

 Колбина Т.А., воспитатель

2018г.