Консультация для родителей «В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»

Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малыша рекомендуется начинать как можно раньше. Упражнения, игры по тренировке пальчиков рук являются мощным средством для повышения работоспособности коры головного мозга. Наукой уже доказано, что чем раньше вы будете развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок научится говорить. Также это благотворно скажется на всем умственном развитии.

Пальчиковые игры, по сути своей — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Эти подвижные упражнения можно выполнять прямо за столом, а веселые стихи, произносимые при этом, помогут вам. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Помните, что умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время прогулок с вашим ребенком. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

    Свою работу по разучиванию игр проводите последовательно, поэтапно.

  1. Сначала сами покажите игру малышу.
  2. Затем покажите игру, манипулируяпальцами и ручкой ребёнка.
  3. Следующий этап – одновременное выполнение движений и родителя, и ребенка, причем вы проговариваете текст.
  4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только ребенок видел ваше лицо, но и чтобы вы видели лицо своего ребеночка и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать малышу, слушать.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Пальчиковые игры интересные и очень эмоциональные, увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковой игры» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук:

* Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

* Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

* Упражнение "Сорока-белобока".

* Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу.

* Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

* Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

* Интенсивное растирание каждого пальца.

* Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

2.Упражнения со стихотворным сопровождением с предметами:

*Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца растиранием зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию:

«Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.

        Станьте ловкими скорей пальчики-удальчики»

*Массаж шестигранными карандашами:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

         Непрерывно каждый пальчик, быть послушным научу»

3.Упражнения без речевого сопровождения:

* «Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

* «Пальцы здороваются». Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.

* «Оса». Выпрямить указательный палец правой (левой) руки и вращать им; то же двумя руками.

* «Человечек». Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

4.Игры с массажным мячиком «Су-джок»:

(«су-джок» в переводе с корейского означает «су» - кисть, «джок» - стопа).

     Игры с мячом – это высокоэффективный, универсальный доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления, путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. При использовании массажа пальцев мы можем спеть песенку про ежика:

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

(жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)

  1. Игры с водой и в воде:

* В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает.

* Малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает.

* Поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.

  1. Игры с крупами:

«Золушки». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Насыпаем в емкость горох и фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. А затем разобрать крупу в разные емкости.

* «Найди в крупе». Предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе.

* «Готовим обед»: понадобится крупа и набор детской посуды, пересыпать крупу пальчиками или ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;

* «Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д

  1. Игра с прищепками:

 «Дорога из прищепок». Кучу цветных прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И посоревноваться, цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки, собрать дорогу.

  1. Игры с бусинами, макаронами:

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.»

  1. Игры с пробками от бутылок:

«Сухой бассейн» На дно можно положить какой-нибудь предмет и пусть ребенок его ищет. Можно сортировать крышки по цветам, размеру. А еще во время купания можно запустить в ванну цветные крышки и вылавливать их ситом. Очень увлекательное занятие!

* Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

«По свежему снегу, мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Придумать игр можно очень много, для этого нужно всего лишь оглянуться. Ведь в доме у каждого есть разные интересные вещи, с помощью которых и можно с увлечением развивать мелкую моторику рук ребенка. Проявите фантазию, родители, и тогда обязательно все получится! Эти перечисленные виды игр очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения. Желаю успехов!

Список литературы:

  1. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет.- М.: Рипол классик, 2008.
  2. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев. - М.: Генезис, 2008.
  3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. - СПб., Изд. дом Литера, 2009.
  4. Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М.: Карапуз, 2004.

                                  Подготовила учитель-логопед: Бордунова Антонина Викторовна.